М.А. Этингер
М.А. Этингер

Таким образом, даже самый краткий экскурс в историю музыкальной культуры Астрахани показывает, что появление здесь консерватории было закономерным, подготовленным вековыми традициями музыкального образования и исполнительства в областном (губернском) центре и заметной активизацией астраханской музыкальной жизни в 1960-е (открытие Концертного зала филармонии; увеличение контингента учащихся Астраханского музыкального училища за счет открытия детских музыкальных школ, школ искусств и студий в городе и сельских районах; ежегодное проведение фестиваля «Каспийские зори», в котором участвовали не только местные музыканты, но и певцы и композиторы из разных городов Советского Союза; бурное развитие сети взрослой и детской художественной самодеятельности). А главное, в Астраханском полиэтническом крае, где издавна проживает многонациональное население, сложились благоприятные условия для организации музыкального вуза, способного решать насущную задачу подготовки музыкантов высшей квалификации не только для своей области и Нижне-Волжского региона, но и для республик Северного Кавказа и Калмыкии. Поэтому, когда инициаторы открытия музыкального вуза в Астрахани – кандидат искусствоведения, заведующий теоретическим отделением музыкального училища М.Этингер и начальник областного управления культуры, заслуженный работник культуры РСФСР Г.Корженко – пришли в Обком КПСС (тогда – главный руководящий орган области), идею создания Астраханской консерватории поддержали: первый секретарь Обкома партии Л.Бородин, второй секретарь И.Дуденков, председатель Облисполкома Н.Блохин. Благодаря решению местных властей, под консерваторию было отведено одно из лучших зданий в центре города (в котором до Октября 1917 г. располагалась Мариинская женская гимназия, а после – обучались советские школьники).

И.Г.-Дуденков
И.Г. Дуденков
Л.А. Бородин
Л.А. Бородин
Корженко-Г.В.-Максакова-М.П.Холминов-А.Н
М.П. Максакова, И.Г. Корженко, А.Н. Холминов

 Весть о том, что в родном городе может появиться консерватория, с радостью восприняла народная артистка СССР М.Максакова. Известный композитор А.Холминов, в то время секретарь правления Союза композиторов СССР, дважды побывав в Астрахани, также поддержал открытие здесь музыкального вуза.

Постановление Совета Министров СССР «Об организации Государственной консерватории Министерства культуры РСФСР в гор. Астрахани» вышло 17 января 1969 г., а 12 марта заслуженный деятель искусств Украины, доцент А.Ушкарев был назначен ректором Астраханской государственной консерватории (АГК). В Астрахань приехали работать опытные музыканты – заслуженный работник культуры РСФСР, доцент Л.Ежов (первый проректор по учебной и научной работе), А.Селянин (первый декан), доцент М.ЛубяновскийВ.РоманькоВ.РуденкоЕ.ФурсинЮ.НосковБ.СтусН.Лубяновская, а также талантливая молодежь – воспитанники Московской, Ленинградской и других консерваторий страны: Л.СулеймановаЯ.ЛевицкийС.ЕгороваЛ.Ежова и др.

А.Ф. Ушкарёв – первый ректор АГК
А.В. Романько

В числе первых преподавателей АГК были и астраханцы: педагоги музыкального училища – кандидат искусствоведения М.Этингер, пианист с московским аспирантским образованием Н.Токарев, скрипач Б.Красильников (воспитанник Ленинградской консерватории по классу профессора М.Ваймана), пианистка Т.Базова; художественный руководитель ансамбля песни и танца «Моряна», дирижер-хормейстер С.Комяков, а также кандидат исторических наук, доцент Д.Польской и преподаватель иностранных языков Г.Хохлова (Минеева).

Более 500 абитуриентов, прибывших сюда со всех концов страны, состязались на право быть первыми студентами в Астраханской консерватории. По итогам приемных экзаменов в 1969-1970 учебном году в новом вузе появилось 135 студентов: 100 – на очном и 35 – на заочном отделениях. С первых же дней первокурсники серьезно занимались учебой, а в свободное время трудились на субботниках и воскресниках, помогая по ремонту учебного корпуса, строительству общежития и благоустройству территории, и тем самым проявляя себя настоящими хозяевами молодого вуза. Причем, хотя большой зал вначале не функционировал (из-за переустройства), педагоги и студенты сразу же включились в концертно-просветительскую работу, выступая на различных площадках города и области (от рабочих и студенческих общежитий и заводских цехов до филармонической сцены). В октябре был организован ансамбль скрипачей (рук. – зав. кафедрой оркестровых инструментов, и.о. доцента В.Руденко), в ноябре – ансамбль виолончелистов (рук. – и.о. доцента Е.Фурсин). А в декабре в концертном зале филармонии дебютировал симфонический оркестр, объединивший педагогов и студентов только что открывшейся консерватории, преподавателей и учащихся музыкального училища. Руководителем оркестра являлся старший преподаватель консерватории В.Романько, вторым дирижером – педагог музыкального училища Г.Цейхенштейн. Однако, несмотря на то, что симфонический оркестр создавался как городской, из-за трудностей с финансированием он не был включен в штат филармонии и с весны 1970 г., сократившись количественно, стал выступать как симфонический оркестр консерватории.  

Постановление
Постановление Совета Министров СССР №38, от 17 января 1969 г.

Кроме коллективов оркестрового факультета, в консерватории, уже в первом сезоне, были организованы: педагогический ансамбль и любительский оркестр народных инструментов (рук. доцент Ю.Носков), а также камерный хор (рук. В.Юрченко) и самодеятельная хоровая капелла (рук. – заслуженный работник культуры РСФСР, доцент Л.Ежов). Студенты кафедры хорового дирижирования, во главе с преподавателем В.Юрченко, оказывали помощь оперному коллективу рыбвтуза. Выступления педагогов и студентов консерватории на местном радио и телевидении служили отличной рекламой предстоящих концертов, способствуя общественному интересу к новому вузу. Неслучайно музыкальным руководителем городских мероприятий, посвященных знаменательным датам, как, например, 100-летие со дня рождения В.И.Ленина, являлся ректор АГК, заслуженный деятель искусств Украины А.Ушкарев.

Н.А. Токарев

Центральным событием первого учебного года в консерватории стало торжественное открытие большого зала, состоявшееся 17 апреля 1970 г. С добрыми напутствиями к коллективу консерватории обратились руководители области, представители творческой и вузовской интеллигенции города. Затем в прекрасном новом зале был дан праздничный концерт. Парад музыкантов открылся студенческим трио домр (Ф.КорниловскийВ.БалшинВ.Роммель), исполнившим изящную «Музыкальную табакерку» Лядова. Один за другим на сцену выходили ансамбль виолончелистов и скрипачей, солировали педагоги консерватории – баянист Н.Кириллов, скрипач В.Руденко, певица Н.Лубяновская, пианист Н.Токарев, выступления которых заканчивались громом аплодисментов переполненного зала. А в финале концерта в исполнении симфонического оркестра, сводного студенческого хора и студента-вокалиста Г.Моисеева ярко прозвучала кантата «Родина» Ушкарева, дирижировал автор.

Кузнецов-Василий-Сергеевич
В.С. Кузнецов

В 1973-1980 Астраханскую консерваторию возглавлял заслуженный деятель искусств Калмыкии и РФ, профессор по классу кларнета В.Кузнецов. Под его руководством Астраханская консерватория в 1974 г. осуществила первый выпуск – 100 специалистов: 29 пианистов, 16 струнников, 8 духовиков, 13 дирижеров-хормейстеров, 16 народников, 6 вокалистов, 12 музыковедов. Многие из них впоследствии стали признанными мастерами музыкального искусства: В.Роммель – лауреат Всероссийского конкурса, руководитель ансамблей народных инструментов в Астрахани, Николаеве, Омске (с 1998 г. – в Германии); В.Махов – заслуженный деятель искусств РФ, профессор, создатель филармонического оркестра русских народных инструментов в Астрахани (ныне Русский оркестр им. В.Махова); И.Маколова, А.Свиридова – заслуженные работники высшей школы РФ, профессора АГК; А.Бабаян – заслуженный работник культуры РФ, доцент АГК; В.Лотоцкая – профессор АГК; В.Ляхова – заслуженный работник культуры РФ (являлась начальником управления культуры г. Астрахани); Х.Алиев – артист оркестра Мариинского оперного театра (Санкт-Петербург); В.Чернявский – заслуженный деятель искусств РФ, член Союза композиторов РФ (возглавлял Элистинское музыкальное училище и Кубанскую консерваторию); Н.Чученко – заслуженный артист РФ, артист филармонии на Кавминводах; В.Волков – лауреат международных конкурсов, профессор Донецкой, Дамасской консерваторий и консерватории в Торонто; Р.Гасаналиев – заслуженный работник культуры РФ, лауреат всероссийских и международных конкурсов, профессор Рязанского заочного института (филиала) Московского государственного университета культуры и искусств, В.Гасаналиева – доцент этого же института; Л.Манукян – заслуженный артист Армении, профессор Ереванской консерватории.

В первое десятилетие существования консерватории преподаватели регулярно давали концерты в двух отделениях. Выступления Н.ТокареваЭ.КамаловаЛ.СулеймановойВ.ПавловаЕ.ВинокуровойМ.ЮдкевичМ.ИвановаН.ДашевскойЛ.Стахурской (Кругловой)А.ЧередниченкоА.СенинаВ.АверинаЯ.ЛевицкогоВ.БольшаковойИ.МаколовойМ.Ярешко, Н.Захарян, В.Шубного, Г.Славникова, А.Кургановой, Г.Сальковской, Г.Волковой, Б.Красильникова, М.Чертина, О.Мачневой собирали многочисленных слушателей в большом и малом залах консерватории. Выступления талантливых музыкантов широко освещались в газетах «Волга» и «Комсомолец Каспия», внештатными корреспондентами которых являлись педагоги консерватории – М.ЭтингерН.АлександроваБ.МамонтовЛ.ЯсоноваЛ.ИвановаА.ЯрешкоМ.ХрущеваЛ.СаввинаА.СвиридоваГ.ОвсянкинаА.Бабаян и др.

 Весной 1974 г. на базе Астраханской консерватории состоялись концерты выездного пленума Волгоградской композиторской организации, в которых музыка астраханских композиторов А.Блинова, О.Меремкулова, Л.Ясоновой исполнялась студенческим симфоническим оркестром под руководством заслуженного деятеля искусств Грузии, доцента Л.Джергения, а также преподавателями консерватории – пианистами Е.Винокуровой, Л.Стахурской (Кругловой), скрипачами Н.Дашевской, Б.Красильниковым и др. С этого времени начинается регулярное ознакомление публики с новыми сочинениями астраханских авторов в исполнении педагогов и студентов консерватории.

         Тогда же, в 1974 г., областным Домом народного творчества был издан сборник старшего преподавателя АГК А.Ярешко «100 русских народных песен Астраханской области», в который вошли нотные расшифровки магнитофонных записей первых фольклорных экспедиций Астраханской консерватории. И только в 1978 г. издательством «Советский композитор» был опубликован долгожданный совместный сборник профессора Астраханского педагогического института В.Самаренко и профессора Астраханской консерватории М.Этингера «Русские народные песни Астраханской области», содержащий музыкальные расшифровки 117 песен из числа магнитофонных записей студентов Астраханского педагогического института, сделанных в 1960-е годы.

         Событием в культурной жизни Астрахани стало открытие в 1975 году органа, установленного в большом зале консерватории известной чешской фирмой «Ригер-Клосс». К торжественной церемонии было приурочено выступление известного органиста Г.Гродберга. Концерты органной музыки сразу же стали популярными в Астрахани, и не только благодаря многочисленным отечественным и зарубежным гастролерам. В 80-е в Астраханской консерватории преподавала Е.Базова (Базлина), воспитанница Казанской консерватории по классу органа народного артиста РФ, профессора Р.Абдуллина, которая регулярно выступала перед астраханскими слушателями с циклом концертов «Из истории органной музыки» и с исполнением новых сочинений современных композиторов, в том числе астраханских, посвящавших свои произведения этой талантливой органистке.

         Не менее важным событием 1970-х явилось успешное участие преподавателя кафедры народных инструментов АГК В.Роммеля во Всероссийском конкурсе исполнителей на народных инструментах (Ленинград, 1979 г.). Впервые воспитанник Астраханской консерватории стал лауреатом Всероссийского конкурса, к тому же он первым из российских исполнителей на альтовой домре удостоился лауреатского звания на конкурсе такого высокого уровня. В 1975-1982 (до отъезда на Украину) Роммель возглавлял ансамбль народных инструментов «Ивушка» (созданный еще в 1972 г. педагогом Астраханского училища культуры С.Антоновым из студентов-народников АГК).

Воронов

В.А.Воронов

В 1980-1981 ректором консерватории являлся заслуженный деятель искусств Татарстана, профессор по классу сольного пения В.Воронов. По его инициативе, на базе Астраханской консерватории, весной 1981 г. (а также в 1989 г.), проводился Всероссийский смотр вокалистов – выпускников музыкальных вузов – под председательством народной артистки РСФСР, лауреата Государственных премий, профессора Н.Шпиллер. Большую работу по подготовке обширной программы заключительного тура смотра осуществил симфонический оркестр под руководством Ф.Сепкулова.

    В 1981-1997 консерваторией руководил доцент по классу контрабаса Г.Славников. В этот период открылась оперная студия (1984 г.), бессменным руководителем которой (до июля 2009 г.) являлся заслуженный артист РФ, профессор Ф.Сепкулов; режиссерами – заслуженный деятель искусств РФ, профессор Н.Синёва и талантливая выпускница факультета оперной режиссуры Ленинградской консерватории Л.Химич. Студенты-вокалисты получали всестороннюю оперную подготовку, тем более – в ансамбле с основными солистами, опытными певцами, как заслуженный артист РФ, профессор В.Белюсенко, заслуженный артист РФ В.Горчаков, В.Снимщиков, А.Нестеров, О.Нестерова, Е.Михайлова, М.Попандопуло, В.Молоканови др. Спектакли оперной студии – «Евгений Онегин» Чайковского, «Царская невеста» Римского-Корсакова, «Алеко» Рахманинова, «Фауст» Гуно, «Тоска» Пуччини, «В бурю» Хренникова, «Не только любовь» Щедрина, «Севильский цирюльник» Россини и, особенно, «Зори здесь тихие» Молчанова – вошли в историю культурной жизни Астрахани.

         В 1987 г., во время проведения Фестиваля искусств, посвященного 100-летию публичной концертной деятельности в Астрахани, по инициативе филармонии (художественный руководитель О.Попков) состоялись Дни вокального искусства памяти В.Барсовой и М.Максаковой. В Астрахань приехали выдающиеся певцы, солисты Большого театра – народные артисты СССР Б.Руденко, А.Ведерников, а также молодые солисты Большого театра, выпускники Астраханской консерватории А.Бабыкин, О.Биктимиров. В тех памятных концертах рядом со знаменитостями выступали артисты Астраханской филармонии – О.Бочкарева, Б.Ванюшкин, В.Молоканов; педагоги АГК – Н.Синева, В.Белюсенко и студенты вокального отделения – Г.Горохова, М.Макарова, А.Нестеров. Оперная студия консерватории (дирижер Ф.Сепкулов, режиссер Л.Химич) показала на сцене филармонии «Травиату» Верди. В малом зале АГК состоялась вокально-методическая конференция, на которой присутствовала приглашенная из Москвы дочь М.Максаковой – народная артистка РСФСР, актриса театра им. Вахтангова – Л.Максакова. Так начинался Всероссийский, а с 1994 г. – Международный фестиваль вокального искусства им. В.Барсовой и М.Максаковой.

         С 1989 г. в Астрахани проводится фестиваль «Дни современной музыки». Идея организации этого фестиваля принадлежит московскому композитору С.Беринскому и астраханскому композитору Ю.Гонцову. В 1993 г. «Дни современной музыки в Астрахани» получили международный статус. В концертах фестиваля, с самого начала его существования, звучала, преимущественно, новая музыка отечественных и зарубежных композиторов. Первыми исполнителями нередко являлись педагоги и студенты АГК: оркестр русских народных инструментов (рук. В.Махов), симфонический оркестр (рук. Ф.Сепкулов), различные инструментальные ансамбли (рук. М.Бесценная, Л.Егоров, В.Махов), хор (рук. С.Комяков, Л.Власенко); Г.Бескровная, Л.Круглова, Е.Винокурова, В.Белюсенко, В.Смиховский, В.Пахомов, С.Курганов, В.Шубный, Н.Захарян, В.Шмуленсон, В.Лотоцкая, Г.Волкова, С.Усольцев и др. В 1993 г. композитору А.Блинову (доценту АГК) была присуждена премия им. Д.Шостаковича. В этом же году Астраханская организация Союза композиторов России обрела самостоятельность: в нее вошло 7 человек, из них 6 преподавателей консерватории: композиторы А.Блинов (ответственный секретарь) и Ю.Гонцов, заслуженный деятель искусств РФ, доктор искусствоведения, почетный гражданин г. Астрахани, профессор М.Этингер, кандидаты искусствоведения Л.Иванова, Л.Саввина, М.Хрущева. А в 1998 г. Астраханская региональная организация пополнилась еще одним композитором – воспитанником АГК, преподавателем Астраханского музыкального училища А.Рындиным, принятым в Союз композиторов России.

         В 1980-1990-е среди творческих коллективов консерватории выдвинулся студенческий хор (рук. Н.Иванова, Л.Егоров, С.Комяков, Л.Власенко). С симфоническим оркестром регулярно исполнялся «Реквием» Моцарта (дирижеры Ю.Иванов, Ф.Сепкулов, М.Щербаков). В 1985 г. в исполнении хора, солистов и инструментального ансамбля под управлением Л.Власенко прозвучал «Магнификат» Баха, а в следующем сезоне – монументальный «Реквием» Верди – под руководством С.Комякова. И эти концерты были лишь частью абонемента консерватории «Музыка и религия».

         Несмотря на экономическую нестабильность периода распада Советского Союза, 1990-е годы в жизни консерватории и ее воспитанников отмечены созданием ряда профессиональных творческих коллективов. Так, в 1990 г. педагоги консерватории Е.Тейтельман и В.Махов, при поддержке председателя Астраханского отделения Фонда культуры Г.Маколова, сформировали оркестр русских народных инструментов, который через два года, под руководством В.Махова, был зачислен в штат филармонии (с 2008 г. – Русский оркестр им. В.Махова). Тогда же, в 1992, Е.Тейтельман организовал квартет народных инструментов «Скиф», вскоре завоевавший лауреатские звания на Всероссийском конкурсе (Астрахань, 1992 г.) и Международном конкурсе (Клингенталь, 1993 г.). С 1994 г. «Скифом», играющим с самого начала в неизменном составе (А.Мостыканов, С.Соколов, И.Калина, А.Бабушкин), бессменно руководит заслуженный артист РФ, профессор А.Мостыканов. Став победителем на очередных конкурсах – в Италии (1995 г.) и Дании (1996 г.), этот мобильный коллектив постоянно гастролирует по России, ближнему и дальнему зарубежью, выступает в лучших залах Москвы и Санкт-Петербурга. Солисткой квартета, с 1995 г., является народная артистка РФ, профессор АГК Н.Тарасова. Нельзя не назвать и созданный в 1993 г. ансамбль «Nata-bene-trio», в который входили: заслуженный артист РФ, профессор Астраханской консерватории, баянист В.Балык и две домристки – доцент Н.Балык и ее воспитанница Н.Воробьинова. Этот коллектив также стал лауреатом международных конкурсов (во Франции и Италии) и выступал вплоть до отъезда супругов Балык в Хорватию (1998 г.). Кроме того, в 1999 г. воспитанник АГК С.Лагутик организовал ансамбль народных инструментов «Русские тайны», который также получил признание, став дипломантом Всероссийского конкурса (Ленинград, 1999 г.).

         Мощный всплеск ансамблевого исполнительства на народных инструментах в Астрахани был связан не только с наличием здесь высококвалифицированных музыкантов-народников и поддержкой местными властями тех коллективов, которые выступали на всероссийских и международных конкурсах и фестивалях, но и благодаря творческому общению астраханских исполнителей с выдающимися представителями отечественного музыкального искусства. В 1990-е профессором Астраханской консерватории являлся Н.Калинин, народный артист РФ, лауреат Государственной премии РФ, художественный руководитель Национального академического оркестра народных инструментов России им. Н.Осипова. Каждый приезд в Астрахань и выход Калинина к студенческому оркестру народных инструментов, завершавшийся концертом в большом зале консерватории, был ярким праздником для астраханских слушателей и бесценным мастер-классом для студентов и педагогов АГК, тем более, что в концертные программы маэстро входили произведения, которые впервые исполнялись в Астрахани: сюита Шнитке «Ревизская сказка», симфония Курченко «Житие Сергия Радонежского» (с участием студенческого хора и камерного хора «Лик» под руководством заслуженного артиста РФ, профессора С.Комякова); со студенческим оркестром, под управлением Калинина, солировали народные артисты РФ Н.Тарасова, В.Овсянников, заслуженная артистка РФ М.Попандопуло, А.Нестеров и др.

         А среди астраханских фольклорных ансамблей, в которых работали выпускники АГК, неизменно выделялись: «Астраханская песня» (с1978 г.), под руководством воспитанницы АГК Е.Шишкиной, в программах которой воплощались фольклорные обряды русского быта, и студия народного творчества «Раздивье» (с 1992 г.), созданная также воспитанницей АГК И.Тарасовой, в творческой деятельности которой особое внимание уделялось изучению и современному претворению традиций народного творчества астраханских липован (русских старообрядцев, вернувшихся на историческую родину из Румынии).

         С идеей возрождения в Астрахани концертов духовой музыки на пленэре (открытых площадках) неоднократно выступали в печати педагоги кафедры духовых инструментов Я.Левицкий, В.Шавшин, В.Пахомов. И, наконец, в 1990 г. при городском управлении культуры (в бытность начальника – заслуженного работника культуры РФ Н.Терещенко) был создан профессиональный духовой оркестр. Коллектив оркестра, состоявший в основном из педагогов, воспитанников и студентов АГК, возглавил преподаватель Астраханского музыкального училища, заслуженный работник культуры РФ В.Курганов. Репертуар оркестра не ограничивался традиционными маршами и попурри, включая классические произведения в переложении для духового оркестра, как, например, «Ночь на Лысой горе» Мусоргского или увертюра «1812 год» Чайковского. С 1995 г. оркестром руководит заслуженный работник культуры РФ, доцент кафедры духовых инструментов консерватории В.Алатарцев, продолживший репертуарную политику своего предшественника.

         Картина музыкальной жизни Астрахани в 1990-е будет не полной, если не назвать созданные тогда же: ансамбль «Ретро» (рук. – лауреат международных конкурсов, доцент В.Смиховский); камерный хор «Лик» (рук. – заслуженный артист РФ, профессор С.Комяков, хормейстер – заслуженный деятель искусств РФ, профессор Л.Власенко); фортепианный квинтет «Концертино» (рук. – заслуженная артистка РФ, профессор М.Бесценная); а также ансамбль скрипачей (рук. – профессор Е.Франгулова, концертмейстер – лауреат международных конкурсов, доцент Ю.Эльперин) и ансамбль альтистов «Виола» (рук. – профессор В.Лотоцкая, концертмейстер – М.Бесценная). Все эти коллективы, состоящие из воспитанников АГК, стали востребованными, принимая участие во многих культурных акциях города и области. А весной 1996 г. осуществилась мечта многих поколений астраханских музыкантов и любителей оперного искусства: в Астрахани открылся Государственный музыкальный театр (АГМТ), возглавляемый: директором, заслуженным деятелем искусств Башкортостана Е.Тейтельманом, художественным руководителем и главным дирижером И.Сметаниным, главным режиссером Л.Химич, главным хормейстером Г.Дунчевой. Причем, музыкальный театр появился благодаря объединению творческих сил консерватории и филармонии. Именно поэтому довольно оперативно были сформированы: театральный симфонический оркестр и хор. Первыми солистами нового театра стали ведущие певцы оперной студии консерватории и филармонии, а также талантливая молодежь из числа студентов и выпускников АГК. И это позволило в самые короткие сроки представить публике такие спектакли, как «Веселая вдова» Легара, «Летучая мышь» Штрауса, «Севильский цирюльник» Россини, «Царская невеста» Римского-Корсакова, «Травиата» Верди. Среди исполнителей главных партий знатоки-меломаны сразу же приметили баритонов В.Молоканова и В.Белюсенко, баса В.Снимщикова, тенора А.Нестерова, меццо-сопрано М.Попандопуло и, особенно, сопрано Н.Тарасову, которая вначале приезжала сюда из Саратова (где она преподавала в консерватории), а в 1997 г. окончательно переехала в Астрахань, став ведущим педагогом класса сольного пения в АГК и примадонной Астраханского музыкального театра. 

Л.А. Круглова

Л.А. Круглова

         В 1997-2003 ректором консерватории являлась Л.Круглова, заслуженный работник высшей школы РФ, заслуженный работник культуры Калмыкии, профессор по классу специального фортепиано. В этот период был осуществлен ремонт органа и произведена реконструкция большого зала. Открылась аспирантура, выпускники которой успешно защищали кандидатские диссертации (О.Шевченко, С.Севастьянова, Н.Драч, С.Мозгот и др.), становились лауреатами и дипломантами различных конкурсов (Т.Кливаденко, Т.Важорова, И.Белая, А.Немошкалов, Д.Червяков и др.).

         В декабре 2002 г., в рамках федеральной программы «Культура регионов России», в большом зале РАМ им. Гнесиных состоялся концерт студентов и педагогов Астраханской консерватории. Посланцами АГК являлись: заслуженные артисты РФ, профессора Н.Тарасова, Е.Михайлова, А.Курганова, С.Усольцев, М.Бесценная; лауреат международных конкурсов, доцент В.Смиховский, концертмейстер А.Бакшеева; стипендиат «Фонда Н.Петрова» – Т.Курбанов; аспиранты Т.Кливаденко, И.Белая; квартет флейт под руководством лауреата Международного конкурса В.Бабаханяна; студенты – Е.Шапкина, Д.Соловьев, Н.Самусенко, С.Романов, М.Букин. Вела программу заслуженный деятель искусств РФ, профессор Л.Власенко. А в 2003 г. пианист выдающегося дарования Т.Курбанов успешно выступил с концертами в двух отделениях в Оружейной палате Московского кремля (в рамках фестиваля «Кремль музыкальный») и Большом зале Московской консерватории (в абонементе «Николай Петров представляет»).

Мостыканов

А.В. Мостыканов

         В 2003 г. Астраханскую консерваторию возглавил заслуженный деятель искусств РФ, заслуженный артист РФ, профессор кафедры народных инструментов А.Мостыканов, которому сразу же выпала ответственная задача – принимать в консерватории певцов-участников XX (юбилейного) Международного конкурса вокального искусства им. М.И. Глинки и компетентное жюри под председательством выдающейся певицы, народной артистки СССР, профессора Московской консерватории И.Архиповой. Первые два тура проводились, при многочисленной публике, в большом зале АГК, третий тур – в областном драматическом театре, заключительный концерт лауреатов и дипломантов – в музыкальном театре (симфонический оркестр АГМТ играл под управлением дирижера Большого театра П.Клиничева). Для участия в конкурсе было заявлено около 200 вокалистов, из них – 8 воспитанников АГК. По итогам конкурсных испытаний из астраханских певцов лауреатом стала Т.Кливаденко (II место), и она же удостоилась диплома за лучшее исполнение народной песни, а диплом за лучшее исполнение романса Гурилева получила И.Белая.

         Прошедшее десятилетие для Астраханской консерватории стало временем материально-технического переоснащения и заметной активизации научно-исследовательской и музыкально-просветительской деятельности; открытия новых специальностей («Художественное руководство оперно-симфоническим оркестром», «Национальные инструменты народов России», «Театр оперетты, мюзикл», «Дирижирование оркестром народных инструментов», «Музыкальная педагогика», «Хоровое народное пение», «Музыкальное искусство эстрады. Инструменты эстрадного и джазового оркестра», «Актерское искусство. Артист драматического театра»); обновления программ обучения (проректор по учебной работе – кандидат искусствоведения, профессор О.Поповская).

         В консерватории работает факультет повышения квалификации (ФПК), где проходят переподготовку педагоги высших и средних музыкальных учебных заведений, преподаватели детских музыкальных школ и школ искусств, педагоги музыки общеобразовательных школ. Основная задача ФПК – повышение уровня преподавательской деятельности в образовательных учреждениях за счет ознакомления педагогов с передовым опытом научно-методической и практической работы.

         На базе Астраханской консерватории проводятся: Международная научно-практическая конференция по музыкальной семиотике, всероссийские конференции по проблемам музыкального образования в XXI веке и по вопросам фониатрии и психологии, с публикацией сборников материалов конференций. С 2005 г. издается вестник Астраханской консерватории «Камертон», освещающий музыкальную жизнь вуза. Публикуются сборники научно-исследовательских и методических статей преподавателей и аспирантов; монографические труды докторов искусствоведения, профессоров Л.Ивановой, Л.Саввиной, Л.Казанцевой, П.Сладкова, кандидатов искусствоведения, профессоров М.Хрущевой, А.Свиридовой, П.Белика, Е.Франгуловой, кандидатов искусствоведения, доцентов О.Лучининой, В.Петрова, С.Тарасова, профессоров Ю.Гонцова, Л.Власенко, С.Комякова, Е.Винокуровой; нотные сборники сочинений и аранжировок профессоров Ю.Гонцова, Б.Стуса, С.Комякова, А.Мостыканова. Многогранную научно-исследовательскую, методическую, редакционно-издательскую работу возглавляет проректор по научной работе – доктор искусствоведения, заслуженный работник высшей школы РФ, профессор Л.Саввина.

         Публичная концертная деятельность педагогов, концертмейстеров и студентов АГК осуществляется в благодатной атмосфере великолепных концертных залов консерватории – большого и малого, наполненных заинтересованными слушателями. Событиями в музыкальной жизни Астрахани стали выступления: симфонического оркестра (дирижеры: заслуженный артист РФ, профессор Ф.Сепкулов, Ило Янг, заслуженный артист РФ В.Белинский, доцент Л. Егоров, заслуженный деятель искусств Удмуртии И.Сметанин); оркестра народных инструментов (дирижеры: заслуженный деятель искусств РФ, профессор В.Махов, преподаватель Е.Серединцева); хора (руководители: заслуженный артист РФ, профессор С.Комяков, заслуженный деятель искусств РФ, профессор Л.Власенко, лауреат Международного конкурса, преподаватель Т.Рекичинская); народной артистки РФ, профессора Н.Тарасовой; заслуженных артистов РФ, профессоров: Л.Сулеймановой, М.Юдкевич, С.Усольцева, А.Мостыканова, А.Бабушкина, М.Бесценной,А.Кургановой; заслуженного артиста РФ И.Калины; заслуженного деятеля искусств Татарстана, профессора Л.Леонтьевой, заслуженного работника высшей школы РФ, заслуженного работника культуры Калмыкии, профессора Л.Кругловой; лауреатов и дипломантов конкурсов и фестивалей: И.Барабановой, В.Усольцевой, Г.Волковой, В.Бабаханяна, Ю.Эльперина, Е.Стрельцовой, С.Соколова, В.Смиховского, С.Пешковой, А.Гасратовой, Т.Важоровой, И.Михайлова, Н.Муравьевой, Е.Евтушенко, Л.Бутакова.

         Важное воспитательное значение имеют абонементные циклы концертов для детей младшего возраста и старшеклассников, которые проводятся в большом зале консерватории. Благодаря участию в этих концертах талантливой молодежи – солистов и творческих коллективов консерватории, юные слушатели приобщаются к миру симфонической, хоровой, органной, вокально-инструментальной музыки.

         За последние годы музыкально-просветительская работа АГК, четко организуемая концертным отделом во главе с проректором по концертной работе – народной артисткой РФ, профессором Н.Тарасовой, выросла в широкомасштабную культурно-просветительскую деятельность, значимую для города, области и всего Прикаспийского региона.

         В Астраханской консерватории регулярно проводятся такие крупные мероприятия, определяющие статус вуза, как Международный конкурс студентов-пианистов им. Л.Оборина, Международный конкурс исполнителей на струнных инструментах, Всероссийский конкурс вокалистов им. М.Максаковой, Международный конкурс исполнителей на народных инструментах «Каспийская волна».

                Астраханская консерватория развивается и совершенствуется. В 2008, по итогам Государственной аттестации, вузу присвоен статус «академии», подтвердившийся Государственной аттестацией 2013 года.

* * *

         Отмечая 45-летие вуза, можно с уверенностью сказать, что Астраханская государственная консерватория с честью выдержала испытание временем и достойно выполняет свою миссию – подготовку высококвалифицированных музыкантов, внося тем самым вклад в культуру области, региона, всей страны, а также ближнего и дальнего зарубежья.

         Среди более чем 3000 воспитанников Астраханской консерватории, работающих в России и за рубежом, – немало признанных специалистов. Это солисты Большого театра – заслуженный артист РФ Ан.Бабыкин и народный артист республики Северная Осетия-Алания О.Биктимиров; народный артист РФ, солист Национального академического оркестра народных инструментов России им. Н.Осипова – В.Овсянников; заслуженный деятель искусств РФ и народный артист Дагестана Х.Баширов; заслуженный артист РФ, солист Самарского театра оперы и балета Ал.Бабыкин; заслуженный артист РФ, солист Самарского театра оперы и балета и Новой оперы А.Антонов; лауреат всероссийских и международных конкурсов, солистка Новой оперы Л.Кафтайкина; заслуженные артисты РФ, солисты Бурятского государственного академического театра оперы и балета Н.Волков и Л.Волкова; заслуженная артистка РФ, народная артистка Коми, солистка Государственного театра оперы и балета республики Коми М.Быстрова; заслуженная артистка Украины Л.Плетнева; народный артист Дагестана М.Заваев; заслуженный учитель Дагестана М.Гасанов; заслуженный артист РФ, заслуженный деятель искусств республики Калмыкия, главный дирижер Национального оркестра республики Калмыкия В.Карпенко; оперно-симфонический дирижер А.Юдасин (возглавлял Якутский театр оперы и балета, Музыкальный театр Кузбасса, в настоящее время – дирижер Красноярского театра оперы и балета, гастролирует за рубежом); лауреат всероссийских и международных конкурсов, кандидат педагогических наук, доцент, руководитель Академического хора Московского университета им. М.Ломоносова – М.Аскеров; директор Дербентского музыкального училища Ф.Аскеров; заслуженный работник культуры РФ, профессор, ректор Волгоградской консерватории им. П.Серебрякова – Д.Арутюнов; лауреат всероссийских конкурсов, заслуженный работник культуры РФ, руководитель хоровых коллективов Ф.Тугушев (Томск); заслуженный работник культуры республики Северная Осетия-Алания С.Белов; лауреат всероссийских и международных конкурсов, композитор Дирекции кино «Первого канала» Р.Муратов; лауреаты международных и всероссийских конкурсов, солисты оперных театров: С.Плюснин (Большой театр, «Геликон-опера»), Е.Крапивина (Мариинский театр); солист симфонического оркестра и руководитель струнного квартета «Замир», профессор В.Шмуленсон (Хайфа, Израиль); лауреат Международного конкурса, профессор Русской консерватории им. С.Рахманинова – Н.Цекирова (Париж, Франция); доктор искусствоведения, профессор университета в Торонто (Канада) – С.Славина; доктор искусствоведения, профессор Российского государственного педагогического университета им. А.Герцена (Санкт-Петербург) – Г.Овсянкина; доктор философских наук, доктор искусствоведения, кандидат филологических наук, профессор П.Волкова (преподает в различных вузах, в том числе в Ростовской консерватории им. С.Рахманинова); доктор искусствоведения, профессор, зав.кафедрой музыкально-исполнительских дисциплин Института искусств Адыгейского педагогического университета, заслуженный деятель Республики Адыгея С.Хватова; руководитель и дирижер хоровых и оркестровых коллективов А.Симонян (Германия); лауреат Всероссийского конкурса им. М.Глинки и международных конкурсов, солистка оперного театра г. Бремена (Германия) – Т.Кливаденко; участница международных фестивалей, солистка русско-норвежского ансамбля «Kollektivo klassik», аспирантка консерватории им. Керубини во Флоренции – Л.Йорстад (Норвегия); лауреат всероссийских и международных конкурсов Е.Давыдова (сейчас аспирантка Казанской консерватории) и др.

         Многие воспитанники АГК работают в Астрахани и области. Министром культуры Астраханской области (с весны 2009 г.) является И.Тарасова (закончившая АГК по двум специальностям: фортепиано и сольное народное пение), создатель студии народного творчества «Раздивье», заслуженный деятель искусств Ингушетии, талантливый организатор крупных общественно-культурных акций, с участием представителей стран Прикаспия. Особое внимание в деятельности министерства, возглавляемого И.Тарасовой, уделяется сохранности и развитию национальных культурных традиций народонаселения Астраханского края.

 В разное время в Астраханской консерватории преподавали и работают сейчас ее воспитанники: заслуженный деятель искусств РФ, создатель Русского оркестра Астраханской филармонии, профессор В.Махов; лауреат Всероссийского конкурса, руководитель астраханского ансамбля «Ивушка» В.Роммель (сейчас – в Германии); заслуженный работник культуры РФ А.Лавриненко (ныне художественный руководитель Астраханского государственного ансамбля песни и танца); заслуженный деятель искусств и заслуженный артист РФ, ректор АГК, профессор А.Мостыканов (коллектив консерватории трижды избирал его на должность ректора: в 2003, 2008, 2013); кандидат искусствоведения, проректор по учебной работе, профессор О.Поповская; заслуженный артист РФ, профессор, декан АГК А.Бабушкин; заслуженная артистка РФ, профессор, зав.кафедрой камерного ансамбля и концертмейстерской подготовки М.Бесценная; заслуженный работник высшей школы РФ, профессор, зав. кафедрой сольного пения и оперной подготовки И.Маколова; заслуженный работник культуры РФ, доцент, зав. кафедрой духовых инструментов В.Алатарцев; лауреат международных и всероссийских конкурсов, доцент, зав. кафедрой народных инструментов С.Соколов; заслуженный работник высшей школы РФ, профессорА.Свиридова; доктор искусствоведения, доцент Е.Шишкина (ныне художественный руководитель Государственного фольклорного центра «Астраханская песня»); заслуженный деятель искусств РФ, главный хормейстер Астраханского государственного театра оперы и балета, профессор АГК Г.Дунчева; лауреат международных конкурсов, доцент Н.Балык (ныне – в Хорватии); доценты: В.Пахомов (зав. кафедрой духовых инструментов в 1980-е), А.Колупаев и А.Юнг (сейчас – в Германии), Т.Карпюк (возглавляя производственную практику студентов дирижерско-хорового отделения, в 1989 г. создала хоровую студию «Радуга» при общеобразовательной школе №10); лауреаты международных конкурсов, доценты Ю.Эльперин, В.Смиховский; доцентыА.Дудина (декан), Н.Петрова; кандидаты искусствоведения, доценты И.Некрасова, В.Петров; кандидат психологических наук, доцент О.Лучинина; дипломант Всероссийского конкурса, профессор В.Усольцева;лауреат Всероссийского конкурса им. В.Барсовой, старший преподаватель Т.Важорова; заслуженная артистка Ингушетии Н.Карнеева; лауреаты всероссийских и международных конкурсов и фестивалей – старший преподаватель, журналист, специальный корреспондент российской радиокомпании «Голос России» – К.Гузенко, преподаватели И.Михайлов, Н.Муравьева, Е.Евтушенко, Е.Стрельцова,  Е.Нимгирова; студенческим оркестром народных инструментов руководит Е.Серединцева (с 2008 г.), хоровым классом – Т.Рекичинская (с 2011 г.). Среди концертмейстеров – воспитанников АГК: стипендиат «Фонда Н.Петрова» Т.Курбанов (работал в 2001-2005, гастролируя с сольными концертами в Москве, Махачкале, Казани и других городах России, а также во Франции); заслуженный артист РФ И.Калина (в оркестре народных инструментов), заслуженный артист РФ И.Кухар (в симфоническом оркестре), концертмейстер симфонического оркестра Е.Иноченко; ведущие певцы в хоровом классе – В.Лужан, М.Кухарев, А.Скудин; лауреаты и дипломанты всероссийских конкурсов – А.Гасратова, С.Пешкова, И.Козак, Л.Билецкая, Д.Соловьев, а также А.Мараховская, Н.Бабушкина, В.Ходаева, М.Яковлева, А.Бакшеева,  Н.Фомичева (ныне управляющая благотворительным фондом «Возрождение астраханского органа», выступает как органистка), Т.Лёгенькая, А.Старинцева, А.Васильева и др.

Артистами Астраханской государственной филармонии являлись и продолжают работать в настоящее время воспитанники АГК: заслуженные артисты РФ – В.Горчаков, Б.Ванюшкин, И.Калина; Е.Белинская и В.Белинский (оба сейчас в Германии); дипломанты и лауреаты всероссийских и международных конкурсов и фестивалей – Т.Важорова, О.Бочкарева, В.Петровский, В.Сутыгин, И.Михайлов, Ш.Мирзоев, А.Забелина (студентка АГК). Русский оркестр им. В.Махова возглавляет Е.Серединцева. Камерным хором, ставшим лауреатом Международного фестиваля духовной музыки в Белоруссии (Могилев, 2013) руководит Т.Рекичинская. Эстрадно-симфоническим оркестром управляет А.Назариков. Струнным ансамблем «Ars Nova» руководит Т.Куршева, ансамблем «Душа и сердце» – Ю.Эльперин, «Русским трио» – Р.Грачев. Украшением Астраханской филармонии является квартет народных инструментов «Скиф», в неизменном составе которого играют воспитанники АГК: заслуженный деятель искусств РФ, заслуженный артист РФ А.Мостыканов (художественный руководитель), заслуженные артисты РФ – А.Бабушкин, И.Калина, лауреат всероссийских и международных конкурсов С.Соколов. В числе лекторов-музыковедов филармонии – заслуженная артистка РФ, автор музыкально-просветительских программН.Дорофеева; а также Е.Медведева, Ю.Скрипченкова.

В Астраханском государственном театре оперы и балета (в 1996-2010 – Астраханский государственный музыкальный театр) работают выпускники АГК: заслуженный деятель искусств РФ, главный хормейстер Г.Дунчева; помощник художественного руководителя, кандидат философских наук В.Базов; заслуженная артистка РФ и народная артистка Татарстана Е.Михайлова; заслуженные артисты РФ – М.Попандопуло, И.Кухар; Т.Павлова; лауреаты и дипломанты всероссийских конкурсов – И.Белая, Р.Сигбатулин, Т.Баласанова, Е.Старцева, Е.Каюкова, С.Сигбатулина, О.Воронина, И.Лопатина, М.Кухарев, А.Скудин, Е.Стрельцова; Е.Трофименко; концертмейстеры М.Маленьких, А.Гасратова.

В Астраханском музыкальном колледже (ранее – училище) им. М.Мусоргского преподавали и продолжают работать воспитанники АГК: директор колледжа – лауреат Всероссийского конкурса С.Киселев; зам. директора по учебной работе – А.Линёв; зам. директора по учебно-воспитательной работе – В.Миляев; заслуженные работники культуры РФ, преподаватели – М.Будинов, С.Беляков, Ю.Решетников (в 1990-е – директор музыкального училища); В.Алёшин (создатель училищного оркестра народных инструментов), Т.Канавина (в 1970-е руководила хором училища); кандидат искусствоведения, заслуженный работник культуры РФ С.Кулибаба (являлся также директором Областного методического центра народной культуры, руководил ансамблем народной песни «Скоморошина»); зав. вокальным отделением, заслуженная артистка РФ, народная артистка Татарстана Е.Михайлова; заслуженный работник культуры РФ, лауреат Международного конкурса, зав. дирижерско-хоровым отделением Н.Никитина; зав. отделением духовых и ударных инструментов, заслуженный работник культуры РФ В.Алатарцев; зав. струнным отделением колледжа Н.Омяльева; зав. эстрадным отделением В.Михайличенко; зав. отделением обязательного фортепиано С.Львова; руководители вокально-хоровых коллективов колледжа – Ю.Киселёва, И.Суменкова; руководитель духового оркестра А.Бакшеев; руководитель эстрадного оркестра Е.Якушкин; руководитель ансамбля альтистов А.Дубинина; лауреат премии им. А.Каппа, член Союза композиторов РФ, председатель Астраханского регионального отделения Союза композиторов РФ, преподаватель А.Рындин; обладатели знака Министерства культуры РФ «За достижения в области культуры» – Ю.Петрова, Т.Караева; кандидаты искусствоведения – Н.Калиниченко, С.Севастьянова, О.Шепшелева; лауреаты всероссийских и международных конкурсов, преподаватели – В.Руденко, И.Атаджанова, Д.Соловьев; преподаватели – С.Протасов, И.Федорина, Т.Чуканова, Л.Супрун, И.Рубинчик, Р.Левина, Н.Миляева, М.Мякушина, Е.Хачиров.

Астраханский колледж культуры возглавляет воспитанница АГК, заслуженный работник культуры РФ А.Смиховская. Среди педагогов и концертмейстеров колледжа (выпускников АГК) – заслуженный работник культуры РФ, почетный работник среднего профессионального образования РФ О.Смирнова; зам.директора по учебной работе Т.Константинова; В.Никитин, Е.Дубовицкая, О.Горбунова, Н.Петрова, А.Токарев, Л.Молоканова.

Немало выпускников Астраханской консерватории нашли свое призвание в работе с детьми (в музыкальных, общеобразовательных, воскресных школах и различных студиях). Областной Учебно-методический центр по художественному образованию детей возглавляет М.Анисимова. Среди учителей-подвижников: заслуженные работники культуры РФ – В.Ляхова, А.Черчинцев, Л.Столярова, Г.Кайдалова, Н.Безводина; лауреат всероссийских конкурсовО.Федотова; лауреат конкурса «Учитель года Астраханской области-2013» О.Жаркова; дипломант Всероссийского конкурса Г.Боронина; И.Катюжанская, Л.Чурсина, Е.Зверева (Кайдалова), Н.Белоненко (Жирнова), С.Быстров, Ж.Адаева, Т.Широких, Л.Шевченко, Н.Каширская, Д.Сейталиев, Э.Тулубаева, А.Покусаева.

* * *

         Знаменательно, что 45-летие Астраханской государственной консерватории приходится на 2014 г., объявленный в России Годом культуры. А это означает, что целая армия музыкантов, отмечая юбилей alma mater, подарит слушателям незабываемые встречи с музыкой Баха, Моцарта, Бетховена, Чайковского, Рахманинова, Прокофьева, Шостаковича, Щедрина и других великих композиторов!

 

Составители:

доктор искусствоведения, профессор  Л.Саввина,

народная артистка РФ, профессор Н.Тарасова

Первый ректор Астраханской государственной консерватории А.Ф. Ушкарёв (1928-2008)

А.Ф. Ушкарёв

А.Ф. Ушкарёв

Быть первым в любом деле – почетная и нелегкая задача, особенно если речь идет о руководстве новым музыкальным вузом, педагогический и студенческий состав которого приходилось формировать в трудных условиях капитального ремонта и переустройства старинного здания, предоставленного под учебные аудитории, да еще и строительства студенческого общежития. Все это выпало на долю первого ректора Астраханской государственной консерватории – заслуженного деятеля искусств Украинской ССР, доцента А.Ф. Ушкарева, назначенного на эту должность приказом Министерства культуры РСФСР весной 1969 года, за три месяца до вступительных экзаменов в новый вуз. И это правительственное решение – направить в Астрахань авторитетного специалиста, опытного организатора музыкально-общественной и учебно-воспитательной работы – положительно сказалось на старте восьмой по счету консерватории в России.

А каким он был – первый ректор Астраханской консерватории – Анатолий Федорович Ушкарев? На этот вопрос можно ответить, познакомившись с его биографией, составленной на основе архивных материалов и воспоминаний о нем педагогов-ветеранов АГК, выступлений самого А.Ф. Ушкарева со статьями в астраханской прессе, а также сведений, почерпнутых из литературных источников (Александр Юрлов. Статьи и воспоминания. Материалы – М., 1983; Елизавета Кудрявцева. Мой музыкальный век. – СПб., 2011). Таким образом, творческий портрет А.Ф. Ушкарева – первого ректора Астраханской государственной консерватории – впервые представлен на фоне его большого жизненного пути.

Он родился 5 февраля 1928 года в Ленинграде, в семье служащего. В 1936 пошел в общеобразовательную школу, а через год был переведен в Хоровое училище при знаменитой Ленинградской академической капелле. Музыкально одаренному мальчишке повезло, что в 1937 году педагоги Капеллы – П.А. Богданов (работавший там с царских времен, когда Капелла была Придворной) и Е.П. Кудрявцева (будущая народная артистка России, профессор первой Российской консерватории, школу которой прошли народные артисты СССР Д.Китаенко и А.Дмитриев) – прослушивали мальчиков по всему городу, набирая голосистых «соловушек» в детский хор Капеллы. Вот так 9-ти летний Толя Ушкарев стал одноклассником Саши Юрлова и Володи Минина, которые так же попали в число капеллан (и стали впоследствии светилами отечественного хорового искусства). Своим особым музыкантским сословием – КАПЕЛЛАНИН – Ушкарев дорожил всю свою жизнь и всегда помнил своих первых УЧИТЕЛЕЙ, благодаря которым он не только полюбил профессию хорового дирижера, но и просто остался в живых. Когда началась Великая Отечественная война, детей и часть Капеллы эвакуировали в село Арбаж Кировской области. В суровых условиях войны за быт и учебу ребят отвечал П.А. Богданов, а концертную работу Капеллы по обслуживанию воинских частей и госпиталей возглавила Е.П.Кудрявцева. Главное – ребята, оказавшиеся в эвакуации, – выжили. Но многие из них потеряли своих родных и близких, оставшихся в блокадном городе. В 1942 году, во время блокады Ленинграда, погибли все родные Анатолия – отец, Ушкарев Федор Андреевич, мать, Мария Михайловна, и старшие сестры – 18-летняя Евгения и 22- летняя Татьяна.

1940. Капелла

1940 год. Ленинградская капелла.
Первый ряд: Л. Н. Пятышев, ?, А. Ф. Ушкарёв, В. Н. Минин
Источник: Личный архив А. А. Мурина.

В 1944 году капеллан перевезли из села Арбаж в столицу, где они продолжили учиться в Московском хоровом училище, организатором и директором которого являлся выдающийся хоровой деятель А.В. Свешников (в 1948-1974 – ректор Московской консерватории). Закончив училище в 1945 году, Ушкарев поступил в Московскую консерваторию. Это было, как он сам говорил, «огромным счастьем». В консерваторском общежитии он жил в одной комнате с Александром Юрловым, дружба с которым переросла в родство. Впоследствии Юрлов так и представлял Ушкарева – «мой молочный брат».

А.А. Юрлов, А.Ф. Ушкарёв

А.А. Юрлов, А.Ф. Ушкарёв

А тогда они, выпускники первого послевоенного выпуска Московской консерватории, жадно тянулись за знаниями, настойчиво занимались профессиональной самоподготовкой. Консерваторскими наставниками Анатолия были профессора В.Г. Соколов (по хоровому дирижированию) и Н.П. Аносов (по оперно-симфоническому дирижированию). Кроме того, в студенческие годы Ушкарев начал преподавать в Московском хоровом училище, являясь ассистентом самого А.В. Свешникова. К тому же, энергичного, пытливого студента пригласили руководить оркестром Русского народного хора им. Пятницкого. В составе этого коллектива  начинающий дирижер гастролировал по стране и за рубежом. А еще Анатолий выезжал с хором Московского атозавода им. Лихачева в Венгрию, на Второй Всемирный фестиваль молодежи и студентов, за что был награжден Почетной грамотой ЦК ВЛКСМ. Словом, к окончанию консерватории (в 1950 г.) Ушкарев был всесторонне подготовленным к самостоятельной практической деятельности. Когда молодого специалиста призвали в ряды Советской Армии, то приказом начальника Главного политического управления Советской Армии и Флота он был назначен художественным руководителем и главным дирижером Ансамбля песни и пляски Советской Армии воинской части, дислоцированной в Румынии.

По возвращении из Румынии в 1956 году, А.Ф. Ушкарев возглавил Украинский ансамбль песни и танца Донецкой филармонии. В 1960 за успешную деятельность он был награжден медалью «За трудовую доблесть» и Почетной грамотой Министерства культуры СССР. В 1962 его перевели на должность художественного руководителя и главного дирижера Шахтерского ансамбля песни и танца Донбасса. А в 1965 за большой вклад в музыкальное искусство Украины ему присвоили почетное звание «Заслуженный деятель искусств Украинской ССР». Прослеживая карьерный рост А.Ф. Ушкарева, следует иметь в виду, что он являлся членом КПСС (с 1960 г.), а в советское время партийная принадлежность играла не последнюю роль в продвижении специалиста, хотя члену КПСС приходилось подчиняться вышестоящему партийному руководству и, как в Армии, работать там, куда направит Партия. Так, в 1965 году Ушкарев стал художественным руководителем Донецкой государственной филармонии, где он избирался секретарем партийного бюро и, таким образом, был в ответе не только за творческую работу, но и за состояние всех производственных дел. Правда, это не помешало ему тогда же, как штатному совместителю, преподавать на кафедре хорового дирижирования Донецкого государственного музыкально-педагогического института и в 1968 году утвердиться в ученом звании доцента.

Наряду с исполнительской, руководящей и педагогической работой А.Ф. Ушкарев всегда увлекался сочинением музыки. Еще в студенческие годы, работая с оркестром Хора им. Пятницкого, он написал для этого коллектива Сюиту на темы казачьих песен. Возглавляемый им в Румынии военный ансамбль играл его Фантазию для эстрадного оркестра. В украинский период он создал ряд крупных произведений: балетные сюиты «Цветы Украины» и «Заре навстречу», симфоническую поэму «Березка», кантату «Родина» на слова В.Бокова. И тогда же в его творчестве появилась музыка для детей – сборник фортепианных пьес и музыкальная сказка «Зайка-зазнайка».

Теперь можно представить, с каким весомым творческим багажом А.Ф. Ушкарев прибыл весной 1969 в Астрахань. Казалось, что здесь он – надолго, ведь приехал с женой, Аллой Николаевной (она закончила Гнесинское музыкальное училище, работала в ансамблях и филармонии, а с рождением детей стала домохозяйкой), и двумя сыновьями – Юрием и Александром. Поэтому ректорской семье сразу же предоставили квартиру в центре города, в доме на площади Ленина.

С самых первых дней ректор А.Ф. Ушкарев с головой окунулся в устройство консерваторских дел: нужно было срочно формировать вузовский педагогический состав, чтобы провести вступительные экзамены по различным музыкальным специальностям и начать первый учебный год в вузе. При этом ему приходилось решать сложный вопрос – где размещать абитуриентов (более 500 человек со всех концов страны), а затем первокурсников (100 – на очном отделении, 35 – на заочном), – ведь своего общежития у консерваторцев вначале не было: пятиэтажка, по улице Победы, еще строилась и не была готова к расселению студентов. Строительные работы велись и в здании консерватории. Да разве перечислишь все проблемы и всё то, что выпало первому ректору Астраханской консерватории! Но главное – под руководством А.Ф. Ушкарева музыкальный вуз сразу же заявил о себе четко организованной учебно-воспитательной и концертно-просветительской деятельностью. Студенты были нацелены на серьезное отношение к учебе. Из первокурсников были созданы отличные ансамбли скрипачей и виолончелистов, кроме того, педагоги и студенты оркестрового факультета образовали симфонический оркестр. На кафедрах хорового дирижирования и народных инструментов также появились студенческие и педагогические творческие коллективы и велась работа по оказанию помощи художественной самодеятельности города и области. Открылся музыкальный лекторий, слушатели которого, учащаяся и рабочая молодежь, приобщались к классическому искусству в форме увлекательных бесед, сопровождаемых «живым» звучанием музыки. Авторитет консерватории в Астрахани укреплялся назначением ректора А.Ф. Ушкарева музыкальным руководителем городских мероприятий по обслуживанию партийных конференций и концертов, посвященных знаменательным датам.

Когда весной 1970 года в консерватории состоялось торжественное открытие большого зала, в праздничном концерте впервые в Астрахани прозвучала кантата Ушкарева «Родина». Сводным студенческим хором (солировал студент-вокалист Г.Моисеев) и симфоническим оркестром дирижировал автор. Эта кантата (с солистом ансамбля «Моряна» В.Охремчуком) вошла и в программу авторского вечера Ушкарева, состоявшегося весной 1971 года. Между прочим, высоко оценивая исполнительский потенциал преподавателей консерватории, он написал, специально для данного вечера, ряд новых сочинений: Концерт для фортепиано с оркестром (солировал Н.Токарев), Концерт для скрипки с оркестром (солировал В.Руденко), Пьесу для виолончели и фортепиано (играли Е.Фурсин и Т.Базова), хоровую миниатюру «Лес» и обработку русской народной песни «Ельничек да березничек» (исполнял студенческий хор под управлением С.Комякова).

Наряду с ректорскими обязанностями, доцент А.Ф. Ушкарев преподавал на кафедре хорового дирижирования. В его дирижерском классе занимался В.Чернявский (впоследствии заслуженный деятель искусств РФ, член Союза композиторов России, возглавлял Кубанскую консерваторию), который перенял от своего наставника оптимистический жизненный настрой и преданность избранной профессии.

30-летие Хорового училища, 1974

Во втором ряду, 5-й справа – А.Ф. Ушкарёв

Вспоминая о первом ректоре Астраханской консерватории, нельзя не отметить его пропагандистских способностей, умения выступать с ярким словом перед публикой, как, например, во время проведения осенью 1970 года торжественного вечера, посвященного 200-летию со дня рождения Бетховена. А еще нельзя обойти вниманием глубокие размышления А.Ф. Ушкарева на страницах местной прессы – относительно состояния и развития художественной самодеятельности в Астраханской области (Ушкарев А. Родник народного искусства // Волга. – 1970. – 7 января.). Интересно, что он задумывал открыть в консерватории кафедру народного творчества, считая, что народными хорами должны руководить высококвалифицированные специалисты. В перспективных планах первого ректора была и кафедра композиции, и оперная студия, и орган в большом зале, и оснащение фонотеки звукозаписывающей аппаратурой, и пополнение библиотечного фонда современной литературой, и строительство спортивной площадки, и благоустройство зелеными насаждениями территории в консерваторском дворе (Ушкарев А. Становление нового вуза // Волга. – 1970. – 30 июля). Конечно, реализация таких трудоемких задач осуществляется десятилетиями, но, как говорится, «процесс пошел» с самых первых лет существования Астраханской консерватории.

Однако деятельность А.Ф. Ушкарева в Астрахани была непродолжительной. В январе 1973 года семья, оставив здесь обжитую квартиру, неожиданно для многих астраханцев, переехала в Москву. Но к серьезной перемене в жизни Анатолий Федорович готовился заранее, уже летом 1972 года он знал, что вскоре, переводом из Астраханской консерватории, будет работать в Москве. И свое 45-летие, 5 февраля 1973 года, Ушкарев тоже хотел встретить на новом месте, в кругу дорогих сердцу капеллан и непременно с  А.А. Юрловым, теплые дружеские отношения с которым у него никогда не прерывались. Но 2 февраля 1973 года, когда в Москву со всех концов России съехались композиторы и члены правления Всероссийского хорового общества, принимавшие участие в IV пленуме Правления Союза композиторов РСФСР, пришла горестная весть о скоропостижной кончине А.А. Юрлова, народного артиста СССР, художественного руководителя Республиканской хоровой капеллы (ныне носит его имя), зав. кафедрой хорового дирижирования ГМПИ (РАМ) им. Гнесиных, председателя Всероссийского хорового общества.

Сведения о том, как сложился заключительный – московский период творческой жизни А.Ф. Ушкарева, можно извлечь из общеизвестного списка его достижений. Здесь он начал  с должности зам.директора Росконцерта, а в 1975 стал главным редактором репертуарно-редакционной коллегии Управления музыкальных учреждений Министерства культуры РСФСР. Одновременно с административной работой А.Ф. Ушкарев продолжил преподавательскую деятельность, являясь доцентом на кафедре сочинения теоретико-композиторского факультета Московской консерватории. Как вузовский педагог, он написал учебник «Основы хорового письма» (издан в 1980). Тогда же, в 1970-1980-е годы, в числе его музыкальных сочинений появились: две симфонии, оперетты «Любушка» и «Дон Сезан де Базан», оратория «Я славу женщине пою», кантата «Хлеб», ряд хоровых циклов и песен.

Анатолий Федорович Ушкарев, заслуженный деятель искусств Украины, член Союза композиторов России, умер 15 августа 2008 года, на 81-м году жизни. Его имя вошло в историю советской музыкальной культуры и связано с Астраханской государственной консерваторией, первым ректором которой он являлся.

Л.Власенко

заслуженный деятель искусств РФ,

                                                                  профессор АГК