Поповская Ольга Ивановна
Доцент
Профессор, кандидат искусствоведения.

ПОПОВСКАЯ ОЛЬГА ИВАНОВНА

Кандидат искусствоведения, профессор кафедры теории и истории музыки,  с 2003 по  2022 год -  проректор по учебной и воспитательной работе, с 2022 года – проректор по учебной работе.

Выпускница теоретического отделения Астраханского музыкального училища им. М.П. Мусоргского, в 1980 году окончила Астраханскую государственную консерваторию по специальности «музыковедение» (научный руководитель – кандидат искусствоведения, доцент Л.П. Иванова). В этом же году была принята на работу в консерваторию в качестве преподавателя кафедры теории и истории музыки. Совершенствовала профессиональную подготовку в аспирантуре Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии им. Черкасова (научный руководитель – доктор искусствоведения, профессор Л.Н. Раабен). В 1991 году защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата искусствоведения по теме: «Символическая программность в советской музыке 70-80-х годов». В 1994 году присвоено ученое звание доцента, с 2007 года работает в должности профессора кафедры теории и истории музыки.

За время работы в вузе вела спецкласс (выпустила более двадцати специалистов), лекционные и практические курсы: «История советской музыки», «Современная музыка»,«Музыкальная критика», «Основы риторики». В настоящее время ведет занятия по  «Истории отечественной музыки», «Истории музыкивторой половины ХХ века – начала XXI века»,  «Основам редактирования», «Основам музыкального просвещения»  у музыковедов и студентов исполнительских специальностей.

Сфера научных интересов – отечественная музыкальная культура XX века, проблемы музыкального символизма, специфики художественных стилей в современном искусстве.

Участница Всероссийских и Международных конференций по проблемам современной музыки и искусствознания (Москва, Санкт- Петербург, Нижний Новгород, Пермь, Воронеж, Ростов-на Дону, Астрахань и др.), имеет ряд научных публикаций.

Труды:

Символическая программность в советской музыке 70-80-х годов // Советская музыка 70-80-х годов. Эстетика. Теория. Практика: Сборник научных трудов ЛГИТМиК. – Ленинград, 1989. – С. 70-86.

Теологические мотивы в советской инструментальной музыке 70-80-х годов // Отечественная культура ХХ века. – Ростов-на-Дону, 1990. – С. 159- 162.

О преломлении традиций русской культуры начала ХХ века в

творчестве Э.Денисова // Русская культура и мир. Ч.2. – Нижний Новгород, 1994. – С. 189-191.

Еще раз о музыкальном символе // Художественная культура. История и современность. Вып. 2. – Астрахань, 1996. С. 58-73.

Символизм как выражение религиозной концепции творчества С. Губайдулиной // Вопросы музыкального содержания: Сборник трудов. Вып. 136. – Москва, 1996. – С. 146-163.

О «Синтетической истории искусств» И.И. Иоффе // Взаимодействие искусств: методология, теория, гуманитарное образование: Материалы Междунар. науч.-практич. конференции. – Астрахань, 1997. – С. 55-63.

Идея числа В.Хлебникова и ее преломление в современной отечественной музыке // Велимир Хлебников и художественный авангард ХХ века. VI Международные хлебниковские чтения. Астрахань, 1998: Науч. доклады, статьи, тезисы. – Астрахань, 1998. – С. 120- 123.

Символизм в художественном пространстве отечественной культуры ХХ века // Музыка российских композиторов ХХ века в контексте культуры: Тезисы Всероссийской науч. конференции. – Астрахань, 1999. – С.9-11.

«Живопись» Э.Денисова в свете идеи художественного синтеза // Взаимодействие музыки с другими искусствами: Межвузовский сборник науч. трудов. – Челябинск, 2000. – С. 73-87.

О динамике образа времени в отечественном искусстве ХХ столетия // Музыкальное творчество на рубеже третьего тысячелетия: Материалы науч.- практич. конференции. – Астрахань, 2001. – С. 26-28.

Судьбы символизма в отечественном искусстве ХХ века // Материалы Международного научного симпозиума. – Волгоград, 2002.

О символистских истоках оратории «Путь Октября» // Музыкальное содержание: наука и педагогика. – Астрахань, 2002. – С. 254-269.

О «бессмертной душе» символизма» // Человек и общество. На рубеже тысячелетий: Международный сб. науч. трудов. Вып.14-15. – Воронеж, 2002.

– С. 12-16.

О проявлениях символизма в отечественной музыкальной культуре ХХ века // Наука, искусство, образование в культуре III тысячелетия: Материалы международной научной конференции. – Волгоград, 2003.

«Соответствия» (о «Живописи» Эдисона Денисова) // Научная мысль и музыкально-педагогическая деятельности: Сб. статей. – Ростов-на-Дону, 2004. – С. 17-36.

Штрихи к портрету «героя» музыки Шнитке // Музыкальная семиотика: перспективы и пути развития. Ч.1. Семиотические аспекты творчества. – Астрахань, 2007. – С. 337-341.

О символизме в творчестве Шостаковича // Творчество Д.Д. Шостаковича в контексте мирового художественного пространства. – Астрахань, 2007. – С. 146-153.

О символистских тенденциях в раннем творчестве Прокофьева (на примере оперы «Маддалена») // Музыкальное произведение в контексте художественной культуры: Сб. научных статей. – Астрахань, 2012.– С.236- 253.