27 июня отмечает юбилей доктор искусствоведения, профессор, заведующая кафедрой теории и истории музыки, проректор по научной работе Астраханской государственной консерватории Людмила Владимировна Саввина!

От всей души поздравляем Людмилу Владимировну с юбилеем и желаем воплощения в жизнь всех задуманных планов и начинаний, неиссякаемой энергии и оптимизма, крепкого здоровья и благополучия на долгие годы!

В рубрике «История вуза. Педагоги консерватории» (на сайте Астраханской консерватории) размещена статья «Людмила Владимировна Саввина: эскиз к юбилейному портрету», написанная кандидатом искусствоведения, профессором кафедры теории и истории музыки Астраханской консерватории М.Г. Хрущевой.

 

«Людмила Владимировна Саввина: эскиз к юбилейному портрету»

Юбилейный день рождения всегда более торжественный, нежели обычный. Особенно, если юбиляр – человек доброжелательный, активный, любящий праздники и умеющий организовать их для других так, как Людмила Владимировна Саввина, сочетая важность Дня и «семейно»­коллегиальную сердечность.

Юбилейный день рождения настигает Людмилу Владимировну Саввину, – заведующую кафедрой теории и истории музыки, проректора по научной работе консерватории, – в самый пик ее актуальных учебных, деловых, административных и научных забот: «стресс» конца учебного года, когда необходимо подводить итоги, выстраивать планы на будущий; подготовка к очередным важным мероприятиям и публикациям и пр., и пр., и пр.

Но позволю по такому поводу провести ряд аналогий из флоры. Есть натуры «скороспелые», они быстрорастущие и активно плодоносят, но только весьма краткий срок, а затем просто выживают-доживают до зимних морозов. Есть натуры «долгозрелые», плодоносящие только в летнее-осенний период и их плоды остаются на ветвях даже в снежную зиму. Есть натуры «семейства вечно­ зеленых», которые меняют свои иголочки незаметно для окружающих и лишь растут вверх и вширь. Есть натуры «ремонтанные»=«пульсационные», в которых генетически заложена творческая динамика. Вот Людмилу Владимировну Саввину я и отношу к этому типу, потому как в ее научной и научно-общественной жизни явно наблюдается «пульсационность» и особенная активность, как очередной виток деятельности, в ближайше-обозримые годы (и это несмотря на постоянную прямую «глиссанду» ее жизни, направленную вверх). Сопоставим эти периоды.

Обучение в Горьковской государственной консерватории (1966-1971).

С 1971 г. и по нынешний день – преподавание в Астраханской государственной консерватории, но со своей «пульсацией»: 1) 1971-1976 в должности преподавателя; 2) 1976-1979 уже старший преподаватель; 3) 1986 г. – должность доцента (с утверждением в ученом звании в 1989 году); 4) с 1998 – приняла обязанности заведующего кафедрой теории и истории музыки (избрана по конкурсу в 1999 г.); 5) должность профессора – 1999 год; 6) с 2003 года – проректор по научной работе консерватории.

Что же представляла творческая и преподавательская жизнь Л.В. Саввиной в эти периоды (и было основанием для ее «пульсации»)?

Период первый (1966-1971) – окончательный выбор Жизни, профессии, освоение ее основ в Горьковской консерватории.

Период второй с 1971 года (и можно сказать, что он длится доныне и навсегда) – работа в Астраханской государственной консерватории, сначала под началом своего Учителя (по музыкальному училищу) Марка Ароновича Этингера (в качестве преподавателя и зав. секцией гармонии и анализа), затем его естественной преемницы уже как заведующей кафедрой, а ныне и проректором по научной работе консерватории. Этот период имеет свои «подпериоды» и весьма разно-длительные, но они были посвящены: 1) обучению в аспирантуре НИО ЛГИМиК в секторе музыкознания, защите кандидатской, а позже и докторской диссертаций; 2) написанию большого количества научных публикаций; 3) составлению, редактированию сборников научных статей, отзывам на научные сборники, диссертации, статьи и пр.; организации научных конференций (с публикацией материалов, что очень существенно); 4) лекционной и научной работе со студентами: наиболее «солидный» по количеству и качеству спецкласс – у Л.В. Саввиной: ее студенты становятся лауреатами, дипломантами Российских конкурсов студенческих работ в области музыкознания); 5) с учреждением в нашей консерваторией аспирантуры по специальности «музыковедение» Л.В. Саввина становится также и научным руководителем аспирантов.

Особо следует выделить интенсивность научно-общественной деятельности нашего юбиляра: начиная с 2003 года на базе Астраханской консерватории проводятся всероссийские и международные научные конференции с публикацией материалов.

Анализ научных трудов Л.В. Саввиной и всех сложных проблем, содержащихся в них, – не предмет «эскиза к портрету». Здесь можно лишь удостоверить высокий научный авторитет уважаемого в научной среде музыковеда, истинного исследователя. «Эскиз к портрету» имеет свои преимущества, ибо это просто эскиз, легкий набросок, но он сам по себе уже требует вникания в каждую обозначенную линию с доскональностью и точностью графики.

А Людмиле Владимировне Саввиной, моей давней коллеге, другу желаю не только радостных дней Юбилейного Дня Рождения, но и постоянного продолжения Праздника Жизни!

 

М.Г. Хрущева,

кандидат искусствоведения,

профессор кафедры теории и истории музыки

Астраханской консерватории