В апреле 2023 года увидел свет очередной (№ 2 за 2022 год) выпуск российского гуманитарного научного журнала ИКОНИ / ICONI (главный редактор – доктор искусствоведения, профессор А.И. Демченко). В его названии «Искусство. Культура. Образование. Научные Исследования» отражены направления содержания и основная цель – публикация междисциплинарных исследований в области наук гуманитарного профиля.

В новом выпуске представлены научные статьи представителей Астраханской государственной консерватории – доктора искусствоведения, профессора кафедры теории и истории музыки Л.П. Казанцевой и доктора искусствоведения, профессора кафедры теории и истории музыки В.О. Петрова.

 

Петров В.О. Пятая симфония Дмитрия Шостаковича: смыслы в контекстах // ИКОНИ. – 2022. – № 2. С. 82-90.

Аннотация. Статья посвящена одному из самых значительных симфонических полотен российского композитора Дмитрия Шостаковича — Пятой симфонии, в которой отражено личностное восприятие автором трагических исторических перипетий, происходящих в Советском Союзе в 30-х годах XX столетия. Рассматривается широкий контекст событий, повлиявших на образную семантику произведения, в котором, как указывают некоторые исследователи, представлен некий компромисс композитора с властью в контексте окружающей его действительности. Особое внимание в статье уделяется трактовкам финала Пятой симфонии, вызывающим в научном мире ряд противоположных мнений. Приводятся высказывания учёных разных сфер деятельности, друзей, коллег Шостаковича относительно образного содержания симфонии, её особой статусности как в наследии самого композитора, так и в эволюции симфонического жанра в целом.Исторический метод, предпринятый в статье, позволил сфокусировать внимание на аспектах замысла и создания опуса, его контекстах, особенностях трагической образности, определённого структурного и содержательного планов. Научная новизна заключена также в использовании литературных высказываний самого композитора, что позволило более отчётливо выразить контекст бытия Пятой симфонии в мире шостаковических образов.

 

Казанцева Л.П. Музыкальный образ: понятие и сферы музыкальной образности // ИКОНИ. – 2022. – № 2. С. 129-156.

Аннотация. Публикуемый материал открывает собою цикл из двух частей «Музыкальный образ». Первая из них вводит понятие музыкального образа как представления, воплощаемого («материализованного») в музыкальном звучании. Развёртывается обширная панорама запечатлеваемых образами «предметностей». Они группируются в сферы Человек, Мир и Музыка или же — как Движение и Игра — свободно проникают в любую из сфер. Во второй, заключительной части рассмотрению будут подвергнуты общие и особенные свойства музыкального образа.

 

Со статьями можно ознакомиться на официальном сайте журнала: http://www.journaliconi.com/index.php/iconi/issue/view/22

 

Информация — В.О. Петров