Ректорат Астраханской консерватории с глубоким прискорбием сообщает о кончине Бориса Михайловича Стуса, заслуженного работника высшей школы РФ, профессора, одного из самых первых преподавателей Астраханской консерватории, работавшего на кафедре народных инструментов с 1969 по 2020 г.

         Коллектив Астраханской консерватории выражает соболезнования родным, близким и ученикам Б.М. Стуса.

Прощание с Борисом Михайловичем Стусом будет проходить 15 мая, в 13.30 на Рождественском кладбище, отпевание состоится в Духосошественском храме на ул. Рождественского, 20В.

 

Коллеги и ученики уважали Бориса Михайловича за профессионализм, а его деятельность – педагогическая, исполнительская, научно-методическая и композиторская была для них примером служения высокому искусству. Талант и педагогическая одаренность Б.М. Стуса способствовала формированию и развитию астраханской школы балалаечников.

Борис Михайлович сочетал в себе яркий артистический талант, блестящее знание методики обучения на балалайке и умел всесторонне раскрыть дарование студента, передать ему отличную школу исполнения, заронив в него искру вдохновения.

В списке его выпускников – лауреат Всероссийского конкурса В.Роммель (Ленинград, 1979), заслуженный деятель искусств и заслуженный артист РФ, профессор А.В. Мостыканов, заслуженный артист РФ И.Калина; лауреаты различных конкурсов И.Пучкин, Е.Князева; дипломант всероссийских конкурсов Н.Лагутик; победитель Межвузовской студенческой олимпиады В.Иванов; заслуженный работник культуры РФ М.Будинов; кандидат искусствоведения И.Макарина; руководитель квартета «Камчатка» А.Быков; артисты филармоний, ансамблей, концертмейстеры оркестров народных инструментов, преподаватели высших и средних учебных заведений.

Являясь педагогом-методистом, Б.М. Стус на протяжении всех лет в вузе занимался научно-исследовательской работой. Он – автор содержательных трудов. Наиболее значимые из них: «Технические требования для студентов I курса (1971), «Требования по техническому минимуму для студентов II, III курсов – балалайка» (1972) – базовая система, лежащая в основе практики секции балалаечников до настоящего времени; «Теоретические основы игры на балалайке» (1996) – учебное пособие по техническому совершенствованию игры студента-балалаечника (исполнение аккордов, организация работы правой и левой  рук, виды пальцевых движений, исследования приемов звукоизвлечения и т.д.); «Вниз и вверх» (статья в журнале «Народник», где автор выступил за единство системы обозначений путем предложенной графической простоты и ассоциативности (1996); «Некоторые вопросы звукоизвлечения и звуковедения на балалайке»– учебное пособие по специальному курсу методики преподавания игры на инструменте (2001) и другие.

Композиторское творчество Стуса разножанрово. Оно включает серьезную и легкую музыку, произведения для оркестра народных инструментов (Интермеццо, Концертино, Три миниатюры, Увертюра C dur, Сибирская частушка), сочинения для ансамбля (Сюита на темы народностей Астраханской области: русская, татарская, калмыцкая, казахская; Интермеццо и Новелетта…), сочинения для балалайки соло (Двенадцать этюдов, каденция к русскому концерту З.Фельдмана), дуэты – домра и балалайка с фортепианным сопровождением (Две пьесы: Экспромт и Скерцо, Токкатина, Две миниатюры, Две пьесы на татарские темы, Концертная фантазия), сочинения для баяна (Шесть прелюдий), цикл песен для детского хора на стихи Г.Остера и другие сочинения. Среди переложений для дуэта домр – Р.Глиэр. Три дуэта; для трехструнной домры и фортепиано – И.С. Бах. Пастораль, Прелюдия; для балалайки и фортепиано – Ф.Э. Бах. Соната; А.Вивальди. Соната; Й.Гайдн. «Виваче»; К.Дакен. «Кукушка»; А.Полищук. «Канкан»; Б.Фигнер. Соната и др.

Масштабная разносторонняя творческая деятельность Б.М. Стуса была направлена на сохранение, развитие и приумножение художественных достижений народно-инструментального искусства России. Любовь и преданность народным инструментам Борис Михайлович пронес через всю свою жизнь.

 

(при подготовке материала была использована статья

А.В. Свиридовой «Борис Михайлович Стус»,

опубликованная в книге

«Здесь живёт музыка: к 45-летию Астраханской консерватории /

сост. Л. П. Власенко и др. – Астрахань: Волга, 2014.)